Необучаемость
необучаемость Приходилось ли вам
замечать, что ваш ребенок испытывает трудности с обучением - не может
внимательно слушать, связно выражать свои мысли, думать, читать, писать,
не усваивает правила правописания и никак не научится считать и решать
математические задачи? Насколько сильно проявляются эти симптомы и
мешают ли они процессу обучения? Возможно, ребенок не может
сосредоточить внимание на одном предмете и поэтому кажется, будто он
постоянно витает в облаках? В этом ваш сын или дочка не
одиноки. Каждый десятый ребенок школьного возраста (почти 4 миллиона в
мировом масштабе) страдает от необычного расстройства - необучаемости.
Приблизительно 20% из них страдают расстройством концентрации внимания.
Понятие необучаемости можно определить как «значительное несоответствие
между интеллектуальными способностями человека и теми навыками, которыми
он обладает на каждой ступени развития». Диагностика
расстройства и понимание ситуации поможет плавно перейти к следующему
этапу - поиску проверенных способов разрешения ситуации. Кроме полной и
абсолютной родительской поддержки, что нужно ребенку, чтобы состояться
как личность, добиться успеха и независимости? Читайте дальше, чтобы
узнать больше о причинах и признаках детской необучаемости. Необучаемость как заболевание Не
существует очевидных, заметных с первого взгляда признаков, позволяющих
с уверенностью диагностировать необучаемость. Симптомы в основном
проявляются в легкой форме, поэтому иногда необучаемость удается выявить
только на позднем этапе развития ребенка. Некоторые дети страдают
необучаемостью одного вида, в то время как у других нередко наблюдается
несколько видов необучаемости. Психологи считают, что
существует множество причин возникновения необучаемости. Некоторые из
них можно установить, некоторые - нет. Иногда нарушения связаны с
неправильным развитием головного мозга, обусловленным генетическими
факторами. Употребление алкоголя или наркотиков во время беременности
также может спровоцировать это нарушение, также как и неблагоприятная
экологическая среда в детстве. Выделяют также другие причины
возникновения необучаемости: * Несчастный случай, травма или заболевание, перенесенное матерью в период беременности * Запаздывание в развитии - замедленное развитие ребенка по сравнению с ровесниками *
При нормальном зрении и слухе ребенок неправильно воспринимает
обыкновенные звуки и зрелища, что объясняется расстройством нервной
системы. * Преждевременные роды или заболевания, перенесенные ребенком вскоре после рождения * Присутствие токсинов в утробе или развитие в неблагоприятной экологической среде * Несчастные случаи, травмы или заболевания, перенесенные в раннем детстве Диагностика необучаемости В
школе или детском саду может возникнуть ситуация, в которой ребенок
должен следовать указаниям воспитателя или учителя или реагировать
ожидаемым образом. Иногда ребенок не может понимать письмо или даже не
всегда понимает устную речь и не может пересказать услышанное.
Необучаемость становится очевидной, когда отставание в учебе не проходит
по мере взросления ребенка. Существуют различные методы диагностики
каждого вида необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят ребенку (или
взрослому) только после проведения всех необходимых тестов. Виды необучаемости Нарушение
в развитии речевых и языковых навыков. Это нарушение очень часто
встречается и, как правило, его «перерастают». Дети, страдающие этим
расстройством, отличаются от ровесников следующим: * Неправильно произносят некоторые звуки (например «клошечный клолик», а не «крошечный кролик») (нарушение артикуляции). * Неправильно использует слова для выражения своих мыслей или неправильно называет предметы (нарушение речевых функций). *
Понимает лишь небольшой процент устной речи и неправильно реагирует на
услышанное или не реагирует совсем (расстройство рецептивных функций). Нарушения,
связанные с образовательными способностями ребенка: ребенок очень
медленно учится читать, писать и считать - гораздо медленнее своих
ровесников. * Расстройство чтения. Это необычное
расстройство также получило название «дислексия». Дислексия представляет
собой трудности, связанные с языком. Дислексы испытывают затруднения в
чтении, произношении и восприятии речи, а также им тяжело выразить
словами собственные мысли. Возникает невероятный разрыв между их учебным
потенциалом и реальными результатами их обучения. *
Расстройство письма. Дисграфия имеет неврологическую этиологию и
заключается в расстройстве письма, при котором человек испытывает
трудности в написании букв или же не может усвоить правила правописания и
поэтому делает грубые ошибки даже в самых элементарных словах. *
Расстройство счёта. Дискалькуляция - это нарушение, при котором ребенок
не может справиться с математическими задачами или понимать
математические правила и абстрактные математические концепции. Другие
нарушения: если проявления необучаемости не подпадают ни под одну из
перечисленных выше категорий, их относят к следующим видам. Расстройство
координации движения и общей моторики: ребенок не может выполнять
действия, требующие координации групп крупных или мелких мышц. Например,
ребенку трудно раскрашивать картинку, вырезать, писать, застегивать
пуговицы и завязывать шнурки, ему неудобно бегать и прыгать. Невербальное
расстройство: при неврологическом нарушении функции полушарий головного
мозга ребенку трудно осмысливать невербальную или
визуально-пространственную информацию. Это приводит к нарушениям
координации движений, трудностям с распознаванием образов, ослаблению
математических способностей и зрительной памяти. Расстройства
внимания: само по себе расстройство внимания еще не считается видом
необучаемости. Однако неспособность концентрировать внимание отвлекает
ребенка от занятий и негативно влияет на успеваемость. Поэтому
расстройство внимания можно условно отнести к нарушениям, связанным с
образовательными способностями ребенка. Как помочь Если
ребенку поставили диагноз «необучаемость», это ничего не говорит о его
умственных способностях. По сути, интеллект ребенка в этом случае может
быть даже выше среднего. При этом ребенок не отличается от сверстников,
просто он не владеет определенными навыками, необходимыми для успеха в
школе и на работе. Очень важно понимать это и не внушать ребенку мыслей о
его неполноценности, чтобы он вырос успешным и уверенным в себе. Медикаментозное
лечение совершенно бесполезно при коррекции необучаемости. Заметное
улучшение дает только родительское внимание и специальное обучение,
адаптированное к потребностям и способностям ребенка. В большинстве
развитых стран работают государственные школы для детей с подобными
расстройствами. В некоторых школах существуют специальные программы
обучения для плохо- и необучаемых детей. Эти программы разработаны с
учетом вида необучаемости, которым страдает ребенок. Со временем ребенок
может преодолеть свои недостатки, догнать сверстников и приобрести
необходимые навыки.
|