В
ПЕРВЫЙ КЛАСС – С РАДОСТЬЮ
Если
ребенок не хочет идти в школу, значит, он к ней не готов.
Начало нового
учебного года считается праздником в любой семье, где есть дети. Вдвойне
праздник там, где ребенок идет в первый класс. На первой школьной линейке
мамы стряхивают слезу умиления: надо же, только недавно нас из роддома
выписали – и вот уже первоклассник…
А за огромными
букетами традиционных гладиолусов чаще всего прячутся глаза, полные
страха…
У психологов
есть такой термин – «школьная зрелость». Он означает, что к моменты
поступления ребенок уже преодолел кризис своего развития – переход от
игровой деятельности к учебной. Если же кризис затянулся, «зрелость»
не была достигнута – ребенок к школе не готов. Его внимание и память
еще не набрали нужного для серьезного обучения объема, а мышление настолько
конкретно, что неспособно к обобщению и анализу нового в школьном объеме.
Кроме того, ребенок еще не «отыграл свое».
Чаще всего
школьной незрелостью страдают шестилетки, у которых очень нетерпеливые
родители. Такие папы и мамы уделяют чересчур много внимания чтению и
счету и не замечают, что их будущее светило еще совсем ребенок, не готовый
к серьезным испытаниям. Результат – полная «дезадаптация», нежелание
идти в школу, потеря интереса к учебе и плохая успеваемость. Если шестилетка
не хочет идти в школу, значит он к ней еще не готов.
Бытует мнение,
что больше всего испытывают трудности адаптации в школе «домашние» дети.
Такое мнении совершенно неоправданно. Дошкольник, к которому относились
как к личности и не настаивали на подчинении большинству, легче детсадовца
входит в школьный коллектив. Он независим и настроен больше на учебу,
нежели на общение. Бывший детсадовец сразу занимает удобное место в
иерархии «лидеры – ведомые».
А тяжелее
всего приходится детям, которые уже имеют негативный опыт общения с
коллективом. Например, у ребенка явные проблемы с общением: с ним никто
не хочет играть или ему отводятся унизительные роли в игре. Проблемы
общения всегда связаны с низкой самооценкой ребенка. Поэтому предстоящий
поход в школу становится в его сознании шагом в бездну.
Трудности
могут возникнуть еще и тогда, когда уже есть фон неблагополучия. Например,
в семье будущего первоклассника за несколько месяцев до учебного года
появился новорожденный. Мама переключила свои эмоции на другой фронт,
а будущий ученик почувствовал себя брошенным. Как правило, он замыкается,
становится непослушным и дерзким. А поход в школу воспринимается как
«ссылка». В этих ситуациях родителям нужно понять, что эмоциональный
фон в семье может играть решающую роль в начале учебы вашего ребенка.
Причиной
нежелания идти учиться может быть и неправильный настрой. Есть такие
тревожные мамы, которым вечно не нравится их ребенок, и они его постоянно
с кем-то сравнивают. Если в мае, после процедуры зачисления ребенка
в школу, мама бросает папе: «Там все так хорошо читают, нашему до них
еще далеко!» - то к первому сентября может оказаться, что и «ваш» читает
не хуже, вот только идти в школу он уже не хочет.
-
Заранее
перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено
с трудностями утренних подъемов.
-
Поиграйте
с ребенком в школу. Приучайте его к тому, что его будут называть
по фамилии и что ничего грубого в том нет, напротив, этим стоит
гордиться.
-
Обращайте
побольше внимания на школьную атрибутику (портфель, линейки, ручки,
пенал и т.д.) И яркие ластики, и ручки выбирайте вместе.
-
Не
запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится.
Не обсуждайте при ребенке учителей и те трудности, с которыми он
может столкнуться.
-
Не
стоит слишком часто повторять, что это новый этап его жизни.
-
Познакомьте
ребенка с будущей учительницей и покажите ему класс.
-
Следите
за своими эмоциями. Не стоит в первый класс устраивать такие проводы,
будто ребенок идет на фронт.
Источник: http://fortunita.info/ |