Есть
ли возраст у красоты?
В каждую
из эпох было понятие "модный возраст", вернее, оно
называлось по-разному - "в полном расцвете сил"
или "в зените своей красоты", но смысл всё равно
оставался один - "модный возраст".
Например,
в так называемую "Belle époque"
модным был возраст от 30 до 40 лет.
Игорь
Северянин писал:
"Ваше
сиятельство к тридцатилетнему - модному - возрасту
Тело имеете универсальное как барельеф
Душу душистую, тщательно скрытую в шелковом шелесте,
Очень удобную для проституток и для королев..."
Эталоном
женщины считалась Женщина - Цветок - стройная и свежая, но
зрелая и умудрённая. Юные девушки казались милыми, но не восхитительными.
Девушка воспринималась как Бутон, который хорош лишь тем,
что в нём есть все задатки будущего Цветка.
Красота
женщин ‘Belle époque' несколько тяжеловесна (несмотря
на тугие корсеты, делавшие талию сорокасантиметровой). Считалось,
что именно 30-40-летняя женщина, которая уже вышла
замуж, родила детей, выработала свой личный вкус в одежде
и украшениях, познала светскую жизнь, а (иной раз) нескольких
любовников, имеет право называться красавицей.
Что
интересно - в ту эпоху женщины не стремились к омоложению
и похуданию! Наоборот, юношеская угловатость и несформировавшийся
бюст считались чем-то нелепым. Знаменитые куртизанки не только
не уходили из профессии после 30, но и приобретали дополнительные
"баллы". Вполне нормальным считалось волокитство
гимназиста за 35-летней тётушкой (иногда даже своей собственной!)
Мне
могут возразить, что, мол, любовь к зрелым дамам проистекает
из самой сути светской жизни.. Молоденьких девиц редко вывозят
на балы, да и закрутить с ними роман - весьма проблематично.
Они (юные) не умеют правильно одеваться, искусно танцевать,
умело флиртовать...
Однако, например, в XVIII веке, когда светская
жизнь была не менее (а даже - более) насыщенной ценились именно
юные особы.
Полетели
в Галантный Век?
Макияж
XVIII столетия (несколько слоёв пудры, румян и помад), а также
рассыпанные по лицу мушки делали практически любое лицо вневозрастным.
Нимфетки и бабушки красились одинаково и стремились к одним
и тем же приключениям. Никого не смущало наличие у немолодых
императриц - молодых любовников. Все женщины "считались"
20-летними!
Зрелые матроны, заказывая портреты, знали, что художник не
станет рисовать морщины и мешочки под глазами. Буше и Фрагонару
не был нужен фотошоп - у них была розово-белая палитра. Люди
боялись старости - она была для них временем, когда им будет
попросту нечем заняться. Культ развлечений, царивший в XVIII
веке, порождал страх перед дряхлостью, поэтому наши знакомые
императрицы так долго и не могли расстаться с мыслью о молодых
любовниках.
Именно
в XVIII веке сформировалась особая философия childfree. Поскольку
ценились совсем юные особы (идеал - девочка, только что вышедшая
из монастырского пансиона), то беременная дама, которая не
может ни танцевать, ни кокетливо бегать вокруг боскетов, воспринималась,
как looser-ша. Корсет шнуровали, даже будучи на 4-5 месяце!
А на следующий день после родов тащились (иначе и не скажешь)
на приём или на бал. В семьях французских и английских аристократов
к середине XVIII века стало принято иметь по 1-2 ребёнка (родили
наследника и - баста). И только в Пруссии деторождение имело
едва ли не общеполитическое значение - там дворяне размножались
исправно, поставляя королю всё новых и новых Soldaten und
Offiziere.
Что
интересно - в тоталитарных государствах тоже
процветал культ юности. Но выглядело это совсем иначе. Галантный
Век требовал от человека юношеской лёгкости, незамутнённости,
игривости. Тоталитарное государство - максимального напряжения
сил и нервов, которые могли себе позволить только весьма молодые
люди. "Чтобы тело и душа были молоды!"
В сталинскую эпоху эталоном были молодые рабочие - спортсмены,
в хрущовскую - молодые студенты...
Юный
борец, не отягощённый семейством и хозяйством, может сорваться
с места и полететь в тайгу, на целину или на Крайний Север.
Из него проще сделать беззаветного борца, чем из любого, даже
самого сознательного "старика". Молодой идеалист
порвёт за идею, а вот 30-летний задумается... Может, потом
и порвёт, но сначала - задумается. К тому же молодёжь может
долго и без устали трудиться, особенно если с песней. "Модный
возраст" сталинского СССР - с 14 (когда можно начинать
официально трудиться и вступать в Комсомол) примерно до 28
лет (когда заканчивалось членство в ВЛКСМ).
В
эпоху Оттепели положение не изменилось, просто
акценты оказались
расставлены иначе - уже не обязательно пролетарий, не обязательно
пловец и футболист. "Я бы в физики пошёл, пусть меня
научат!" Теперь молодой человек отдаёт свою жизнь
не в схватке с подкулачниками, спасая колхозный урожай, а
в тихой и мирной лаборатории, где все ходят в белых халатах,
а говорят на исключительно умные темы. Сгореть дотла во имя
мирного атома - вот сверхзадача юных. 1960-е - это время покорения
космоса. Космонавтом может быть только юный (особенно - первым).
К
тому же молодость 60-х - это время походных песен, романтики,
"старика Хэма" и весёлого твиста. Модный возраст
1960-х - пока сидишь у костра и презираешь тёплые сортиры.
Пока можешь, как герой Михалкова, после ночной смены весь
день помогать своим товарищам, кадрить девчонок и петь в метро.
Молодёжи 60-х казалось, что молодость будет длиться вечно.
Но
вот наступили 1970-е и героем стал человек,
которому "за 30". Все красавицы
1970-х - это женщины, которым "за". У них море проблем
- они выгнали мужа, а дети их не поняли, на работе - глупый
зам и ещё более глупый начальник, и ещё - невозможно достать
билет в "Таганку", как невозможно доказать вон тем
неуправляемым детям, что главное - это не джинсы, а Справедливость...
Тем не менее, Героиня десятилетия - это зрелая женщина.
1970-е
- это любование женщиной, у которой есть мозги. И опыт. И
в официальной моде - атрибуты зрелой дамы - макси, высоченный
каблук, мягкие линии, пушистые шапки, дублёнки, платки...
30-40-летнюю не называют "молодой", она "в
возрасте", но именно этот возраст снова в моде. Молодые
1970-х - это проблемно-неинтересные "волосатики"
в спущенных на бёдра американских портках. Их подруги - девочки
в клешёных джинсовых юбках с дурацкой вышивкой. Они - не герои,
молодых принято изображать, как "головную боль"
общества. Одно только называние фильма "Никудышная"
чего стоит! Кстати, зрелые и циничные интеллигенты 70-х -
это и есть те самые походники 60-х. Только они стали другими.
Ну,
ладно, не будем о скучном. Посмотрим, что там было в Третьем
Рейхе.
В силу того, что в Германии продолжительность жизни была
уже тогда больше, чем даже во Франции, а поздние браки считались
нормой, молодость несколько "продлевалась", а юный
задор двадцативосьмилетней девочки никого особо не смущал.
Тем не менее, велась пропаганда ранних браков, к которой,
впрочем, мало кто прислушивался, особенно всё те же девочки.
С нацистским идеалом красоты - сложно. Одни авторы убеждают,
что это - молодая, узкобедрая нимфа (тоненькая пруссачка -
девственница). Другие склонны полагать, что это, как раз,
не вполне юная, неоднократно рожавшая дама.
Любовь
к молодёжи имела и чисто практическое значение - рождённые
в 1920-х
гг. не дышали газами на Ипре, не пили абсент по кабакам в
"эпоху дансингов", не голодали в связи с безработицей
и не стояли на панели потому что всё равно больше негде! Эти
чистые, милые, заботливо выращенные Гитлерюгендом, молодые
люди могли дать Рейху идеальное потомство. Третий Рейх - это
один из немногих эпизодов в истории, когда молодёжь оказалась
более целомудренной, чем старшее поколение. Если перефразировать
известную пословицу, "яйца" учили "курицу".
Теперь
поедем в Версаль ко двору Людовика XIV. Посмотрим,
что там было в эпоху барокко?
Если
проанализировать выражения лиц эпохи, можно подумать только
одно - устали навсегда. Такое ощущение, что люди весь день
пахали (или запускали кого-нибудь в Космос), а потом их заставили
позировать художникам. Томное равнодушие, соединённое с осознанием
своего высоченного положения. Какая уж тут юношеская прыть?
Дотащиться бы! И танцы какие-то пенсионерские! Во время менуэта
можно заснуть в процессе пируэта, честное слово.
В
моде были тёмные (или яркие), тяжёлые ткани, зотото (чем больше
- тем лучше), массивные украшения. В таком наряде не забалуешь!
В общем, в эту эпоху в моде были люди постарше, которые уже
с непривычки не заваливались в костюмах из золотой парчи и
в серьгах весом по полкило. Юношеская угловатость и девичья
пухлость считались малоинтересными, к тому же, никому не было
интересно развращать юных девочек. Было гораздо приятнее блудить
с замужними дамами, которые уже знали,
где что лежит.
Любовниц бросали не потому что они состарились, а потому что
надоели - вокруг клубится столько хороших сорокалетних теток!
А
теперь можно побегать по разным эпохам - посмотреть быстренько,
что там.
Вот, например, 1920-е годы. Уставшее от войны
общество стаптывает каблуки в
чальстоне и фокстроте. В моде - плоское тельце девочки и глаза
зрелой распутницы. В целом же, чтобы совмещать игру в теннис
с кальвадосом, а прыжки в воду с развратом и танцами до утра,
нужно иметь 20-летний возраст в сочетании с острым желанием
"прожигать" жизнь.
Или
вот 1960-е годы (на Западе). Культ юности
и нежелание молодёжи взрослеть. Если в СССР юные грызли гранит
науки и строили Братск, то на Западе ничего такого не было
- студенты бастовали, растили патлы и не хотели во Вьетнам.
А их девушки худели, подражая анорексичной цыпочке Твигги.
В моде была розовая перламутровая помада, громадные глаза
и тощие ноги.
В
Викторианскую эпоху ценились люди зрелые - даже юные
девушки не выглядели на свой цыплячий возраст. Некрасивая
старящая причёска (на прямой пробор), кринолин, старушечьи
оборочки - всё это превращало девушку в тётку. Бесконечные
"правила приличия", которыми руководствовалось общество,
довольно быстро превращали щебечущую девчушку в унылую "королеву
салонов", непременную мать семейства и в высшей степени
высоконравственную особу. Вся Европа, вслед за рано состарившейся
королевой, ходила с брюзгливым лицом и чинно раскланивалась
в уродливых кринолинах.
Говорить
о сегодняшнем дне пока рано, однако, тенденция налицо - культ
молодости, которого не знал ни Галантный Век, ни "Золотые
20-е", превращает примоднённых дамочек в настощих рабынь
пластических хирургов. Девочки не хотят стареть, они даже
не хотят взрослеть. Они согласны жить с двадцатилетним лицом
и шестидесятилетним сердцем, потому что молодость для них
- это не спорт и не познание нового, а единственный способ
соотвествовать отфотожабленной обложке глянцевого журнальчика.
Источник: http://fortunita.info/ |